Искусство и природа вызывают одинаково сильное чувство «возвышенного» в виртуальной реальности.

Last Updated on 31.03.2021 by Perelomanet

Захватывающее 360-градусное видео картины по сравнению с видео фактического места, изображенного на картине, вызывает аналогичные уровни «возвышенного», переживания, тесно связанные с чувством трепета. Алиса Кирико из Università Cattolica del Sacro Cuore di Milano, Италия, и ее коллеги представляют свои выводы в журнале PLOS ONE с открытым доступом 17 марта 2021 года.

На протяжении веков философы обсуждали природу возвышенного, которое можно рассматривать как эстетическое переживание, вызываемое стимулами, которые могут восприниматься как обширные, мощные или редкие, например, пейзаж или шторм. Психологи часто приравнивают возвышенное к благоговению, и для его изучения многие использовали изображения или видео естественных сцен, чтобы вызвать возвышенное у участников исследования.

Кирико и его коллеги сообщают о первом исследовании того, различаются ли художественные и фотореалистичные изображения природы в том, что они вызывают возвышенное. Они измерили эмоциональные реакции 50 участников исследования до и после просмотра иммерсивных 360-градусных видеороликов Винсента Ван Гога «Звездная ночь» и Сен-Реми-де-Прованс, естественного места, изображенного на картине.

Статистический анализ ответов участников показал, что оба видео в виртуальной реальности вызывали возвышенное с одинаковой интенсивностью. Однако они различались по некоторым суб-измерениям возвышенного. Например, видео, посвященное природе, вызывало большее ощущение простора и большее восприятие экзистенциальной опасности.

Более того, в то время как видео вызывало аналогичные эмоции, видео с природой вызывало чувства страха и положительное влияние, которые были значительно более интенсивными, чем те, которые вызывались художественным видео. Участники также сообщили о большем ощущении присутствия в видео, основанном на природе, чем в видео, основанном на искусстве.

Эти результаты демонстрируют потенциал виртуальной реальности как инструмента исследования для более глубокого понимания возвышенных и других сложных явлений. Поскольку участники этого исследования уже были знакомы с «Звездной ночью», будущая работа могла бы изучить, как предыдущее знакомство людей со стимулами может повлиять на их переживание возвышенного.

Авторы добавляют: «Используя виртуальную реальность, мы внесли первый эмпирический вклад в продолжающиеся споры о том, лучше ли природа или искусство вызывает переживание возвышенного. Мы обнаружили, что и природа, и искусство являются эффективными элиситорами, хотя и демонстрируют разные нюансы ».

Оцените статью
PerelomaNet.ru
Задайте вопрос